Стремительное развитие транспорта
Прежде чем остановиться более детально на элементах управленческой культуры высококвалифицированного специалиста, востребованного для эффективного решения производственных задач в дорожной отрасли, проанализируем кратко тенденции развития и повышения значимости названной отрасли в России на современном этапе.
Стремительное развитие транспорта и всех средств передвижения в целом во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России последних двух десятилетий.
Современный рынок труда
Кроме того, современный рынок труда требует такого уровня подготовленности специалистов, при котором они должны быть способны практически сразу или после непродолжительного времени адаптации, приступать к профессиональному решению поставленных перед ними производственных и управленческих задач.
Отметим также, что в нынешних условиях сложных высокотехнологичных производств, а также в сферах профессиональной деятельности, связанных с повышенной ответственностью, особо востребованными являются специалисты не в качестве простых исполнителей, пассивно ожидающих на рынке труда своих работодателей, но профессионалов, которые и сами способны организовать производство, владеть умениями менеджмента и предпринимательской деятельности. Соответственно, высшие учебные заведения обязаны в рамках государственного образовательного стандарта усилить резервы профессиональных образовательных программ для подготовки именно такого типа специалиста.
Реформа российского образования
Реформа российского образования в условиях модернизации носит разнонаправленный характер и во многом определяется потребностями современного рынка труда. Чуткое реагирование на эти потребности имеет особую актуальность в сфере высшего профессионального образования, предназначенного для подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, способных к работе в условиях рыночной экономики. Внимательный анализ тенденций развития новой экономической структуры общества и современной производственной ситуации в тех или иных отраслях и видах хозяйственной деятельности должны определяющим образом сказываться на новых стратегиях и тактиках подготовки специалистов в высшей школе.
Критерий оптимизации развития производственных мощностей дорожно-строительных организаций
В качестве критерия оптимизации развития и размещения производственных мощностей дорожно-строительных организаций в целом предлагается принять уровень удельных затрат на строительство дорог (на 1 километр дороги соответствующего класса). Естественно, что для обеспечения корректности при оценке и сопоставлении вариантов развития и размещения организаций должны быть разработаны методы учета особенностей конструкций дорог, особенностей трассы пролегания, условий осуществления их строительства.
Основы подхода к определению и планированию развития производственных мощностей организаций Часть 2
В качестве методического инструментария определения мощности и производительности производственных участков и участков производственного обслуживания предлагается принять расчет их величины по: технической и эксплуатационной производительности землеройных, землеройно-транспортных машин, машин по устройству покрытий дорог и др.; производительности труда при оптимальной технической вооруженности труда.
Основы подхода к определению и планированию развития производственных мощностей организаций
Мощности других участков производства и производственного обслуживания предписывалось считать условиями и факторами, влияющими на использование имеющейся производственной мощности и предусматривать в необходимых случаях меры по «расширению» «узких мест».
К недостаткам изложенного выше подхода к определению производственной мощности организаций, осуществляющих строительство автомобильных дорог, в первую очередь необходимо отнести непосредственно принцип «по ведущему звену». Автомобильные дороги существенно различаются по конструкции, продольному и поперечному профилям, по характеру и количеству водопропускных и других искусственных сооружений на них, по характеру их обустройства и т.д., вследствие чего звеном, определяющим темпы строительства, далеко не в первую очередь могут быть мощности по устройству верхнего покрытия их.
Вопрос планирования развития производственных мощностей строительно-монтажных организаций
Вопросам определения, анализа, оценки использования и планирования развития производственных мощностей строительно-монтажных организаций, в том числе дорожно-строительных, в прошлом уделялось достаточно большое внимание. В последнее пятнадцатилетие внимание к ним существенно ослабло. Они выпали из поля зрения исследователей, научно-методических центров. Между тем, практика показывает, что и в новых условиях сводного предпринимательства и рыночных отношений в экономике, методическое обеспечение и внутрифирменного планирования строительства и строительного производства, и анализа, оценки и развития производственных мощностей строительно-монтажных организаций, весьма необходимо.
Схемы осуществления общественно-частного партнерства при строительстве автодорог Продолжение
2. Для дорог с бесплатным проездом, но с потенциальным доходом от объектов инфраструктуры, партнёрство осуществляется также через концессию. Администрация (правительство РФ, региона) вносит свой вклад «землёй», долевым финансированием, частные инвесторы - кредитом на строительство, содержание и ремонт. Должна быть проведена оценка доходов от объектов инфраструктуры, права на создание которых передаются инвесторам на срок концессии. Отчисления в доход государству осуществляются в виде налогов с доходов объектов инфраструктуры. В контракте «оговаривается» минимальный гарантированный доход (на случай различных ситуаций).
Схемы осуществления общественно-частного партнерства при строительстве автодорог
Сеть платных дорог, как показано выше, не может быть очень большой. Подавляющая часть автомобильно-дорожной сети должна быть бесплатной для её пользователей. Система общественно-частного партнёрства должна учитывать возможности строительства, реконструкции , ремонта, содержания и управления и бесплатными дорогами.
В этой связи представляется, что общественно-частное партнёрство может осуществляться по нескольким схемам (моделям).
Проектирование и строительство автомобильных дорог
Российская Федерация находится в отличном от зарубежных стран положении. При минимальном развитии сети автомобильных дорог сеть объектов придорожной инфраструктуры только ещё формируется. В России расстояния между крупными населёнными пунктами достаточно велики, в результате чего предприятия действующего в городах транспортного сервиса не могут удовлетворить потребности пользователей дорог. Это даёт возможность включать такие объекты (АЗС, станции технической помощи, мотели, гостиницы, объекты питания и торговли) в сферу учитываемых внебюджетных источников дохода. Особенно на вновь строящихся транспортных объектах и при
включении их в состав проекта. Указанный источник может значительно повысить интерес частного сектора к дорожному строительству.