Схемы осуществления общественно-частного партнерства при строительстве автодорог
Сеть платных дорог, как показано выше, не может быть очень большой. Подавляющая часть автомобильно-дорожной сети должна быть бесплатной для её пользователей. Система общественно-частного партнёрства должна учитывать возможности строительства, реконструкции , ремонта, содержания и управления и бесплатными дорогами.
В этой связи представляется, что общественно-частное партнёрство может осуществляться по нескольким схемам (моделям).
1. Для платных дорог общественно-частное партнёрство осуществляется на концессионной основе. Администрация (правительство РФ, правительство регионов) вносит свой вклад в виде земли (стоимости земли), частный сектор (банки, крупные компании) - кредитом на строительство, содержание, управление. Возможно долевое участие администрации. При расчёте цены концессии учитываются стоимость земли, материалов и работ по строительству, ремонту, содержанию и управлению дорогой в период концессии, доходы от оплаты проезда со стороны пользователей дорог и от объектов инфраструктуры (если эти объекты включены в концессионный договор), объём перечислений (transfer) в бюджет-с учётом срока окупаемости проекта, продолжительности концессии, процента отчислений.
В условиях России при строительстве дорог по новым направлениям и с высокой интенсивностью движения (обычно 1-2 технической категории), обеспечивающей впоследствии высокие сборы пошлин за пользование дорогой, для повышения заинтересованности частного сектора экономики возможно предоставление частному инвестору эксклюзивного права на создание инфраструктуры придорожного сервиса и пользование ею. Частному инвестору должно быть предоставлено право размещать вдоль дороги свои автозаправочные станции, мотели, рестораны, супермаркеты, предприятия технического сервиса, либо сдавать участки вдоль дороги в аренду операторам розничных сетей или розничным фирмам.