Создание платных дорог в России
В России имеется определённый опыт создания платных автомобильных дорог (в Саратовской области, Татарстане и ряде других мест; в 1991 г. Правительством РФ было принято решение о строительстве за счёт банковских кредитов с последующей эксплуатацией на платной основе моста чрез р. Дон в Воронежской области). После введения в действие в 2006 году Федерального закона «О концессионных соглашениях» открываются большие возможности для такой деятельности. Например, планируется строительство платной дороги «Западного скоростного диаметра» в Санкт-Петербурге (согласно распоряжению Правительства РФ № 1494-р от 31.Х.2006 г.). Правда, при назначении цены за проезд исходили не из факторов облегчения (затруднения) движения автотранспорта и связанных с этим потерь, а из сопоставления мировых пошлин (тарифов, цен) за проезд. В странах Западной Европы оплата за проезд 1 км для легковых автомобилей составляет порядка 0,05-0,08 $ , в странах Восточной Европы порядка 0,01 $ США; в странах Северной и Южной Америки - от 0,015-0,02 $ до 0,10-0,26 $. Тарифы для грузовых автомобилей превышают тарифы для легковых автомобилей (как правило в 2 - 5 раз) и зависят от веса транспортного средства, числа осей, иногда числа колёс. В проекте для С. Петербурга этот тариф за проезд по платной дороге планируется для легковых автомобилей в сумме до 100 рублей (т.е. порядка 4S) и 150 - 300 рублей ( 6-12 $ ) или, соответственно, 2,15 руб. ( 0,086 S ) и 3,22-6,44 рубля ( 0,13-0,26 $ ) за 1 километр пути. Таким образом, тарифы предусматриваются на максимуме для легковых автомобилей и на уровне наибольших «легковых» для грузовых автомобилей. Хотя общеизвестно, что разрушающее воздействие грузовых автомобилей во много раз выше, чем легковых. И такое назначение тарифов не соответствует принципам рыночных отношений.