Преимущества и недостатки строительства платных дорог

 Недостатками первого варианта является необходимость выделения значительных инвестиций из бюджета, как правило, более высокая стоимость контракта (концессии) , необходимость принятия на себя (т.е. на общественный сектор) всех рисков, связанных со строительством и содержанием платной дороги (неизвестно, будут ли потребители в должной степени пользоваться этой дорогой, неизвестна величина убытков в результате возникновения заторов, задержек по вине оператора дороги, возможны трудности со сборами проездной пошлины). Достоинством является упрощение обеспечения требуемого уровня качества проектирования, строительства, содержания и управления дорогой.
Недостатками второго варианта является усложнение процесса обеспечения качества проектирования, строительства, содержания и управления дорогой. Преимущества - освобождение бюджета от затрат на строительство, реконструкции, ремонт, содержание и управление движением, передача всех рисков частному инвестору, поступление в бюджет арендной платы за автомобильную дорогу, вероятность снижения стоимости проекта.
Учитывая обусловленные ростом автомобилизации всё возрастающие потребности в автомобильных дорогах, увеличении длины сети дорог, расширении проезжей части, улучшении технического состояния дорог и вызванные этим всё возрастающие потребности в бюджетном финансировании, становящиеся затруднительными даже для сравнительно богатых стран в 20 веке, особенно в последние его десятилетия, возродился и всё более развивается интерес к привлечению частных инвестиций в транспортный сектор экономики, в том числе в автомобильные дороги.
В США, с уже полностью созданной и успешно функционирующей сетью автомобильных дорог, только на её содержание и совершенствование ежегодно требуется более 135 биллионов $. В то же время уже не хватает средств на решение насущных социальных программ.