Влад автомобильного транспорта в валовой национальный продукт Продолжение
5. Огромны вне транспортные потери. Например, в 2002 году вне транспортные потери превысили 600 миллиардов рублей, в 5 раз больше, чем в экономически развитых странах. Причём 71,5% ущерба обусловлен неудовлетворительным техническим состоянием и слабым развитием сети автомобильных дорог: 18% - ущерб, обусловленный перегрузкой транспортом дорожной сети и вызванным этим снижением скорости движения автомобилей; 15% - ущерб в результате потери груза и снижения его потребительских качеств при движении по дорогам с неровным дорожным покрытием; 38,5% - ущерб, возникающий в результате дорожно-транспортных происшествий.
Экономический эффект от инвестиций в автомобильные дороги полностью осознан в развитых странах. В Японии на автомобильные дороги ежегодно расходуют 185 млрд. долларов, в США - 83,5, в Германии - 34,3, в Италии - 21,0, во Франции - 11,7 (табл. 4). Даже Литва инвестирует в дорожное строительство 1 миллиард долларов. И это при достаточно развитой и технически совершенной сети автомобильных дорог.
Опыт финансирования последних лет показал, что плановые инвестиции не осуществляются. Так, при планах финансирования подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» фактические объёмы инвестиций составили всего от 78,6 до 63,9%:
Годы: 2002г.
Фактический объём 78,6 финансирования, %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 78,6 70,2 63,9